Arms
 
развернуть
 
650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, пр. Химиков, д. 9
Тел.: (3842) 71-60-20, 71-60-22 (т/ф.)
oblsud.kmr@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, пр. Химиков, д. 9Тел.: (3842) 71-60-20, 71-60-22 (т/ф.)oblsud.kmr@sudrf.ru
 


Официальная страница суда (сообщество) ВКонтакте
Официальная страница суда на платформе Рутуб
Официальная страница суда на платформе Ютуб

Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 15:30
Перерыв на обед: 13:00 - 13:30

Рабочий день сокращается на 1 час в предпраздничные дни

СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной

Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 15:30
Перерыв на обед: 13:00 - 13:30

Рабочий день сокращается на   1 час в предпраздничные дни

СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной

Телефон для справок:
(3842) 71-60-20
 
 
поиск сведений о рассматриваемых делах
по уникальному идентификатору дела (УИД)

Для осуществления поиска введите уникальный идентификатор дела
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу - апелляция
Печать решения

Судья: Калашникова С.А.      №33-8650/2022 (2-374/2022)

Докладчик: Лемза А.А.      УИД 42RS0012-01-2022-000592-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                     6 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Пискуновой Ю.А.,

судей: Лемзы А.А., Кирилловой Т.В.,

при секретаре Гордиенко А.С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лемзы А.А. гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа,

на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г.

по иску прокурора г. Мариинска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Мариинского муниципального округа, Мариинскому территориальному управлению администрации Мариинского муниципального округа, Государственному казённому учреждению «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Мариинска обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального округа, Мариинскому территориальному управлению администрации Мариинского муниципального округа, Государственному казённому учреждению «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в котором с учетом уточненных исковых требований (л.д. 130-133 т.1) просил обязать администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа принять комплекс мер по обеспечению стационарного электрического освещения на участке дороги по <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа принять комплекс мер по устройству тротуаров на участке дороги по <адрес> до пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

Обязать Государственное казённое учреждение «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» принять комплекс мер по устройству тротуаров на участке дороги на пересечении <адрес> с <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до 31.12.2023

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой города по факту дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, в деятельности администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа выявлены нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствии с Положением о Мариинском территориальном управлении администрации Мариинского муниципального округа, утвержденным решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 05.10.2021 № 2/11, для реализации полномочий на подведомственной территории Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа осуществляет функции, в том числе организует мероприятия по благоустройству на подведомственной территории, включая освещение улиц (пункт 3.3.3 Положения); осуществляет дорожную деятельность на подведомственной территории в отношении автомобильных дорог местного значения в границах подведомственной территории и обеспечивает безопасность дорожного движения на них (пункт 3.4.1 Положения).

Между тем, как установлено проверкой:

- в нарушение требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги по <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение;

- в нарушение раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> отсутствуют тротуары.

Согласно информации администрации Мариинского муниципального округа от 21.03.2022 № 01-26/988, стационарное уличное освещение и тротуары на <адрес> отсутствуют.

Для устранения недостатков дорожно-уличной сети на <адрес> для устройства стационарного уличного освещения необходимы денежные средства в размере 6,5 млн. рублей, которые в бюджете Мариинского муниципального округа на 2022 год не заложены. В части обустройства тротуаров, согласно представленной информации, расчет суммы затрат не проводился ввиду невозможности их обустройства.

Таким образом, устранение выявленных нарушений в досудебном порядке путем внесения представления в адрес главы Мариинского муниципального округа в данном случае является нецелесообразным, поскольку по результатам рассмотрения названного акта прокурорского реагирования нарушения фактически устранены не будут ввиду отсутствия финансирования.

Допущенные нарушения создают опасные условия для движения пешеходов и транспортных средств, существенно снижают безопасность дорожного движения.

В связи с тем, что ответчиками длительное время не принимается мер к устранению выявленных нарушений федерального законодательства, учитывая высокую значимостью обеспечения безопасности дорожного движения, большие финансовые затраты, необходимые для устранения нарушений законодательств, необходимо в силу части 2 статьи 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения указанных действий - до 31.12.2023.

Определением суда от 26.04.2022 в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа (л.д. 75-79 т.1).

Определением суда от 24.05.2022 по гражданскому делу в качестве соответчика привлечено Государственное казённое учреждение «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» (л.д. 121-124 т.1).

Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г. постановлено: исковые требования прокурора г. Мариинска, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа в срок до 31.12.2023 принять комплекс мер по обеспечению стационарного электрического освещения на участке дороги по <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

Обязать администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа в срок до 31.12.2023 принять комплекс мер по устройству тротуаров на участке дороги по <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> и от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

Обязать Государственное казённое учреждение «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в срок до 31.12.2023 принять комплекс мер по устройству тротуаров на участке дороги на пересечении <адрес> с автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области – Кузбасса Томск-Мариинск км. 204+383 в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В апелляционной жалобе глава Мариинского муниципального округа Кривцов А.А. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что не установлена причинно-следственная связь между совершенным ДТП и отсутствием освещения и тротуаров на спорном участке дороги, кроме того, не учтено возможное нарушение водителем ПДД РФ.

Считает, что судом первой инстанции не указаны положения закона, которые нарушены Администрацией Мариинского муниципального округа.

Устранение выявленных нарушений в бюджете Мариинского муниципального округа на 2022 год не заложены, в связи с чем повлечет нецелевое использование денежных средств, кроме того, также работы могут быть выполнены исключительно в летний период времени.

Указывает, что полномочия по благоустройству территории города Мариинска, в том числе по освещению улиц и благоустройству дорожной деятельности уполномочено осуществлять Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа.

В апелляционной жалобе представитель Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа Капустин Д.С. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.

Ссылаясь на положение Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Устава муниципального образования Мариинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса (принят решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19.11.2021 N 5/2) полагает, что обязанность по организации в границах муниципального округа, в том числе электроснабжения возложена на Администрацию Мариинского муниципального округа как на орган местного самоуправления.

Отмечает, что муниципальный контракт на освещение улиц г. Мариинска по существующим линиям Мариинским территориальным управлением на 2022 год заключен.

Относительно апелляционных жалоб поданы возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа – Аникина Н.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса Гейэр Е.И., поддержала доводы возражений на апелляционные жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 5 и 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Законом об автомобильных дорогах определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании абзаца 3 подпункта 4 пункта 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство недостающего электроосвещения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, в силу пункта 6.9 которого средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В соответствии с п. 4.6.1.4 ГОСТ Р52766-2007 нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706.

Согласно п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в нарушение требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги по <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары на участке дороги по <адрес> от пересечения с пер. Макаренко до пересечения с <адрес> и от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>, на участке дороги на пересечении <адрес> с автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области – Кузбасса Томск-Мариинск км. 204+383.

Согласно информации администрации Мариинского муниципального округа от 21.03.2022 № 01-26/988, стационарное уличное освещение и тротуары на <адрес> отсутствуют. Для устранения недостатков дорожно-уличной сети на <адрес> для устройства стационарного уличного освещения необходимы денежные средства в размере 6,5 млн. рублей, которые в бюджете Мариинского муниципального округа на 2022 год не заложены. В части обустройства тротуаров, согласно представленной информации, расчет суммы затрат не проводился ввиду невозможности их обустройства (л.д. 25-27 т.1).

Согласно рапорту старшего помощника прокурора г. Мариинска Цымбалова С.В. от 01.03.2022 при изучении сводки о ежедневных происшествиях за 28.02.2022, поступившей в прокуратуру города 01.03.2022 из Отдела МВД России по Мариинскому району, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 20:00ч в районе <адрес> - Кузбасса водитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, управляя автомобилем марки ВАЗ-21150, государственный регистрационный знак , двигаясь по <адрес> в сторону <адрес>, допустил наезд на пешехода ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который находился на проезжей части без цели ее перехода (лежал на проезжей части). В результате дорожно-транспортного происшествия пешеход ФИО2 получил травмы, бригадой скорой медицинской помощи доставлен в ГБУЗ КО «Мариинская городская больница им. В.М. Богониса», где впоследствии скончался. При выезде на место ДТП установлено отсутствие стационарного уличного освещения на указанном участке, а также отсутствие тротуаров.

По выявленным нарушениям принимались меры реагирования, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Данные обстоятельства подтверждаются актами выявленных недостатков от 03.01.2022 (л.д. 9,10 т.1).

Согласно копии технического паспорта на техническое сооружение – дорогу, расположенную по <адрес>, общая ее протяженность 5 900 м, ширина – 11 м, площадь 64 900 кв.м., преобладающий тип покрытия – асфальт (л.д. 86-88 т.1).

Дорога по <адрес> с асфальтовым покрытием, площадью 5 900 кв.м. входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Мариинского городского поселения, балансовая принадлежность – Муниципальное образование Мариинское городское поселение (л.д. 90-98 т.1).

Согласно ответу Управления капитального строительства Администрации Мариинского муниципального округа от 06.05.2022 (л.д. 99-100 т.1) согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Мариинского городского поселения, утвержденных решением совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 28.01.2010 № 30/2 испрашиваемый участок <адрес> расположен в границах территориальной зоне ТОП (территория общего пользования).

Согласно ответу Администрации Мариинского муниципального круга от 06.02.2022 (л.д. 135 т.1) дорога по <адрес> в разрезе раздела 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 категорийности не предусматривает.

Как следует из объяснений, представленных представителем ответчика ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» и не оспаривается сторонами, согласно выписке из проекта организации дорожного движения (л.д. 178 т.1) автомобильную дорогу Томск - Мариинск на км 204+383 пересекает <адрес>.

Автомобильная дорога Томск - Мариинск. км 72,7 – 204,5, протяженностью 131,8 км включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2008 № 24 (идентификационный номер 32 ОП РЗ Р-47) Автомобильная дорога Томск - Мариинск, км 72,7 - 204,5, является собственностью Кемеровской области (л.д. 177 т.1).

Государственное казённое учреждение «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» является владельцем автомобильной дороги Томск - Мариинск, в том числе и на участке, проходящем по городу Мариинску, так как данная автомобильная дорога принадлежит Дирекции на вещном праве - праве оперативного управления. Право оперативного управления Дирекции на недвижимое имущество (каковым является автомобильная дорога) зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 165-166).

Автомобильная дорога Томск - Мариинск является автомобильной дорогой III технической категории с твердым асфальтобетонным покрытием.

Согласно проекту организации дорожного движения по автомобильной дороге Томск – Мариинск (л.д. 178 т.1) на участке км 204 - км 204+500 предусмотрены проектируемые тротуары шириной 1,5 м, которые будут обустроены при проведении капитального ремонта данного участка автодороги Томск - Мариинск.

В соответствии с пунктом 7.2. нормативов градостроительного проектирования Мариинского муниципального района, утвержденных решением совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 06.04.2015 № 44/7 территории общего пользования, устанавливаемые в составе проектов планировки, а также правил землепользования и застройки территории, для размещения транспортной и инженерной инфраструктур, предназначены под размещение следующих объектов транспортной инфраструктуры:

улично-дорожная сеть (включая магистральные дороги скоростного и регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого значения, магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные, улицы и дороги местного значения (включая улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно- производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах), пешеходные улицы и дороги, парковые дороги, проезды);

остановки всех видов общественного транспорта с временными торговыми павильонами;

наземные открытые стоянки для личного транспорта;

пешеходные переходы в разных уровнях с проезжей частью (подземные и надземные);

светофорные объекты на перекрестках магистральных улиц;

тротуарные дорожки, велосипедные дорожки;

развязки на пересечениях транспортных

сети ливневой канализации, а также очистные сооружения

поверхностного стока.

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Мариинского    городского поселения отображены границы территориальных зон, границы зон и территорий, которые подлежат отображению согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ, отображение тротуаров на карте градостроительного зонирования данная статья не предусматривает.

Подготовка документации по планировке территории для строительства реконструкции:

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

согласно постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (ред. от 15.11.2021) "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не требуется.

В силу ГОСТ Р 52765-2007 тротуар - имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях (п. 3.14).

Согласно разделу 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к тротуарам и пешеходных дорожкам.

Согласно п. 4.5.1.1. "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:

на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;

от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Согласно п.п. 4.5.1.2 – 4.5.1.3, 4.5.1.6-4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения.

При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч включительно - не менее двух полос движения.

При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.

На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.

Согласно пункту 11.4 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.

В соответствии с пунктом 11.5 СП 42.13330.2016 расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов следует принимать по таблице 11.2а, согласно содержанию которой наименьшая ширина пешеходной части тротуара улиц в зонах жилой застройки улиц и дорог местного значения составляет 1,5м.

Анализ указанных норм, с учетом отнесения дороги <адрес> к категории улицы в жилой застройке, позволяет сделать вывод об обязательном наличии тротуаров шириной не менее 1,5 м.

Таким образом, установлено, что на вышеуказанной автомобильной дороге не соблюдаются требования по организации безопасности дорожного движения в части поддержания улично-дорожной сети в надлежащем состоянии. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

В судебном заседании ответчиками факт наличия выявленных нарушений в сфере безопасности дорожного движения опровергнут не был.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков администрацию Мариинского муниципального округа и Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа обязанностей по принятию комплекса мер по обеспечению стационарного электрического освещения на участке дороги по <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, по устройству тротуаров на участке дороги по <адрес> от пересечения с пер. Макаренко до пересечения с <адрес> и от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>, по устройству тротуаров на участке дороги на пересечении <адрес> с <адрес>, а также возложения на Государственное казённое учреждение «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» обязанности по принятию комплекса мер по устройству тротуаров на участке дороги на пересечении <адрес> с автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области – Кузбасса Томск-Мариинск км. 204+383.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основаны на правильном применении материальных норм.

Возлагая на ответчиков обязанность по принятию комплекса мер по обеспечению стационарного электрического освещения и устройству тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, суд первой инстанции установил срок исполнения решения суда до 31.12.2023.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц, судом выполнено.

Ответчиками при рассмотрении гражданского дела ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены допустимые и достаточные доказательства, что установление вышеуказанного срока для исполнения судебного акта является неразумным либо невозможным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данная обязанность должна быть возложена исключительно на Мариинское территориальное управление, судебная коллегия отклоняет, поскольку они не опровергают выводов суда, являются аналогичными возражениям администрации Мариинского муниципального округа на иск, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства и в мотивировочной части судебного акта им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной и оснований для переоценки не находит.

Правовой режим автомобильных дорог общего пользования действует с учетом нормы ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации о бремени их содержания, неся которое собственник должен обеспечивать сохранность дорог и поддержание их в надлежащем нормативно-техническом состоянии.

В силу статей 3, 5, 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения, основным принципом которого является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, осуществляется посредством деятельности, в том числе органов местного самоуправления городского поселения, по организации дорожного движения, при этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них возложено на уполномоченные органами местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Как следует из представленного в материалы дела дополнительного соглашения (л.д. 107-109 т.1), заключенного между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района, утвержденного решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения 27.09.2021 № 21/1, администрация Мариинского городского поселения передает администрации Мариинского муниципального района осуществление части полномочий по организации в границах поселения электроснабжения населения, уличного освещения Мариинского городского поселения, дорожной деятельности, содержания дорог общего пользования.

Согласно решению Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 05.10.2021 (л.д. 67-72 т.1) Управление по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения переименовано в Мариинское территориальное управление Администрации Мариинского муниципального района.

Согласно Положению о Мариинском территориальном управлении администрации Мариинского муниципального округа Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа (далее - территориальное управление) является территориальным органом администрации Мариинского муниципального округа, осуществляющим управленческие, технические, социально-культурные и иные функции, предусмотренные настоящим Положением, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, муниципальными правовыми актами Мариинского муниципального округа.

Учредителем и собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у территориального управления, является муниципальное образование Мариинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса.

Функции и полномочия учредителя территориального управления в соответствии с действующим законодательством осуществляет администрация Мариинского муниципального округа (далее - администрация) (п. 1.6).

Финансовое обеспечение деятельности территориального управления осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (п. 1.8).

Для реализации полномочий на подведомственной территории территориальное управление осуществляет в том числе следующую функцию: участвует в разработке правил благоустройства территории Мариинского муниципального округа, представляет главе Мариинского муниципального района на утверждение порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организует мероприятия по благоустройству на подведомственной территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных на подведомственной территории (п. 3.3.3), осуществляет дорожную деятельность на подведомственной территории в отношении автомобильных дорог местного значения в границах подведомственной территории и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования паковок, участвует в осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа на подведомственной территории, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 3.4.1, 3.4.2).

Таким образом, территориальному управлению переданы функции по организации мероприятий по благоустройству на подведомственной территории, включая освещение улиц. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает администрацию от исполнения возложенной на неё обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению спора, и не опровергают правильность выводов суда, содержащихся в решении, не содержат обстоятельств дела, нуждающихся в дополнительной проверке, фактически доводы направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционных жалоб ответчиков не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 20 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:          Ю.А. Пискунова

Судьи:                             А.А. Лемза

                                    Т.В. Кириллова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12.10.2022.

                                    

 


Официальная страница суда (сообщество) ВКонтакте
Официальная страница суда на платформе Рутуб
Официальная страница суда на платформе Ютуб

Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 15:30
Перерыв на обед: 13:00 - 13:30

Рабочий день сокращается на 1 час в предпраздничные дни

СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной

Понедельник9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 15:30
Перерыв на обед: 13:00 - 13:30

Рабочий день сокращается на   1 час в предпраздничные дни

СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной

Телефон для справок:
(3842) 71-60-20