ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42OS0000-01-2023-000178-10 |
Дата поступления | 29.03.2023 |
Категория дела | Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ) → об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Киклевич Светлана Викторовна |
Дата рассмотрения | 28.04.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Административные КАС |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 29.03.2023 | 16:52 | 29.03.2023 | ||||||
Передача материалов судье | 29.03.2023 | 17:03 | 29.03.2023 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 30.03.2023 | 17:00 | Административное исковое заявление принято к производству | 30.03.2023 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 30.03.2023 | 17:00 | 30.03.2023 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 13.04.2023 | 14:30 | 30 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 30.03.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.04.2023 | 16:39 | 13.04.2023 | ||||||
Судебное заседание | 28.04.2023 | 10:00 | 30 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 13.04.2023 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 02.05.2023 | 17:29 | 22.05.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 09.05.2023 | 17:29 | 22.05.2023 | ||||||
Дело оформлено | 09.05.2023 | 17:29 | 22.05.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 19.06.2023 | 10:19 | 19.06.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ИП Карлов Игорь Михайлович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ИП Чурсин Павел Викторович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | КУГИ Кузбасса |
Дело № 3а-263/2023
42OS0000-01-2023-000178-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Альбек Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«27» апреля 2023 года
дело по административному исковому заявлению Чурсина Павла Викторовича, Карлова Игоря Михайловича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Чурсин П.В., Карлов И.М. обратились в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: заводы, расположенного по адресу: <адрес> по ? доли в праве за каждым.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2022 года и составляет 7 117 749,42 руб., однако его рыночная стоимость на указанную дату значительно ниже, что подтверждается отчетом независимого оценщика.
С учетом изложенного, а также уточнения требований, просят установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости равной 3 001 400 руб.
В судебное заседание административные истцы не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель административных истцов – Абакумов Г.В., действующий на основании доверенностей, заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, определенной оценщиком в отчете № 07/03/01-2023 от 21 апреля 2023 года.
Представители административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасс» - Сергеева И.А., Разломова О.А., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения уточненных требований не возражали, указав, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 07/03/01-2023 от 21 апреля 2023 года был проверен бюджетным учреждением, замечаний к нему не имеется.
Административный ответчик Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу), заинтересованное лицо администрация города Кемерово своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу и публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу) представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д. 90, 125-126).
От иных лиц возражений (отзывов) относительно требований административного истца не поступило.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исходя из положений части 1 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2026 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»)
В 2022 году на основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 06 октября 2020 года №4-2/1724-п «О проведении в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Кемеровской области-Кузбасса» на территории Кемеровской области-Кузбасса проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех земельных участков учтенных в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ.
Поскольку государственная кадастровая оценка, результаты которой оспариваются в настоящем деле, проведена на основании вышеуказанного решения в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ, при разрешении возникшего спора подлежат применению правила статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельного участка (по ? доли в праве за каждым) с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: заводы, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 16-24).
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21 января 2013 года.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2022 года, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12 января 2023 года, составляет 7 117 749,42 руб. (л.д. 15).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административных истцов как собственников земельного участка, являющихся плательщиками земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации), они вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка рыночной стоимости.
В суд с настоящим заявлением административные истцы обратились 29 марта 2023 года, то есть с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
Из представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № 07/03/01-2023 от 21 апреля 2023 года, составленного оценщиком ФИО9. занимающейся частной практикой, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 1 января 2022 года составляет 3 001 400 руб. (л.д. 135-190).
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость земельного участка – 1 января 2022 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оценивая указанный отчет оценщика о рыночной стоимости земельного участка, суд исходит из того, что он содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельного участка отобраны сравнительный подход (описано применение метода сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. Оценщиком приведен анализ сегмента рынка объекта оценки, с учетом характеристик исследуемого земельного участка. Этапы определения стоимости объекта оценки сравнительным подходом подробно изложены, приведены источники информации на основании которых произведен расчет итоговой величины рыночной стоимости, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости, в результате согласования значений, полученных в рамках сравнительного подхода, составила 3 001 400 руб. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины рыночной стоимости земельного участка, установленной оценщиком в вышеуказанном отчете.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельного участка, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административными истцами отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим размер его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем административные истцы вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: заводы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 3 001 400 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: Киклевич С.В.
Решение в окончательной форме принято «2» мая 2023 года.
